Гармоничное содержание животных и вегетарианство

Для нестрогих вегетарианцев, тех, кто готов потреблять молоко, но мясо не ест, проблема содержания животных также приобретает некоторую остроту. Например, чтобы корова, лошадь или коза регулярно давали так необходимое нам молоко, им следует ежегодно приносить теленка (жеребенка и т. п.). Так заведено у животных, потому что так нужно человеку - никуда не денешься. Но куда девать телят - зачем их много в усадьбе? Продавать? Хорошо, ежели рядом будет постоянный рынок сбыта на телят и прочий молодняк, и, видимо, на первых порах так и будет. Ну, а если с этим сложности, например, удаленное место проживания? Разводить стадо и этим превращаться в маленький колхоз? А вслед за разрастанием молочного стада, проблемы, связанные с его содержанием, растут быстрее снежного кома, начиная от проблем с соседями, к которым «иногда» начнут забредать коровы, козы, свиньи, выедая и вытаптывая по пути саженцы и прочие посадки (не говоря о своих посадках); с загонами-загородками, которые часто ломаются, а живые изгороди растут медленно; и до проблем с водой и кормами долгой холодной зимой. К тому же вольный выпас крупного рогатого скота приводит окружающее пространство лугов, степей, лесов в сплошное пастбище с неизменными лепешками на каждом шагу, вытоптанной и объеденной до уровня почвы травкой, обгрызанных и объеденных кустарников и отсутствием цветов. Причем, чем больше по количеству голов частное или общественное стадо, - тем интенсивнее проявляются признаки деградации окружающего пространства. Много - это не всегда хорошо. Такую картину сейчас можно наблюдать повсеместно, даже если уехать куда-нибудь очень в далекую глушь, - обязательно наткнешься на какую-нибудь лепешку, говорящую о том, что цивилизация теперь - везде. Поэтому и прогулки в хорошую погоду по соседнему с поместьем лесу могут превратиться для вас в нечто не очень привлекательное. Опять же, смею говорить об этом на основе своего многолетнего опыта периодических войн с соседскими коровами, баранами, свиньями и проблем со своими. Кроме затрат средств и времени на сооружение загонов, организацию выпаса, сенокошения, постройки и поддержания в порядке фермы (хлева), места для выгула, сеновала и пр., вас жестко привяжет к себе необходимость регулярного - двух-трехразового - доения и быстрой переработки молока (иначе - портится).

У меня в этом вопросе сложилось стойкое убеждение, которое основывается не только на нашем примере, но и при взгляде на современную деревенскую жизнь, идиллической которую никак не назовешь, что держать скот так, как это принято сейчас, придумано кем-то специально для того, чтобы крестьянин так и остался крепостным рабом. Только сейчас у него это выражается не в отработке барщины на «дядю» в лице барина или государства, а в тяжелом рабском труде для своего собственного выживания. Довольно часто можно слышать от бывших деревенских жителей, обосновавшихся в городе, негативные отзывы о своем детстве или юности, о своей обязательной обязанности ухода за животными. Если еще говорить о разведении стада, то это вообще-то и ненормально, неестественно, ведь по сути дела большое стадо - это тот же конвейер, поточное производство мяса, молока, шерсти и т. п. Отсюда идет и отношение к животным, как к чему-то неживому. На всех них и любви-то не хватит, а раз нет любви к каждому животному конкретно, то вместо неё появляются другие чувства, как правило, противоположные!

Конечно, не всё так мрачно, это, видимо, меня проблемы с коровами достали по самое горло. Но есть кое-что и другое. Вот, например, в одной из газет «Родовое имение» была статья жителя Индии о содержании коров в сухостойном трехлетнем периоде. Суть его мыслей в том, что в хозяйстве содержится несколько коров, которых сдерживают и пускают в загул раз в три года. Соответственно этому количество телят уменьшается в три раза, а молока за счет других коров меньше не становится. Однако, не все вопросы из этой статьи удалось мне прояснить для себя. Во-первых, по автору, коровы должны быть высокоудойные, чтобы не терять в количестве молока. Но тогда это - современные высокотехнологичные и «капризные» в отношении здоровья коровы, уход за которыми должен быть намного более тщательней, чем за нашими буренками. Во-вторых, большая ли разница в том, ежегодно вы забиваете скотину или раз в три года, всё равно ведь - надо будет забивать!

В-третьих, если кто-нибудь общался с непокрытой коровой, когда у неё начинается течка, наверняка знает, что без создания мощной системы загородок и запоров не обойтись, иначе она запросто убежит к «любимому» - любому быку, переломав перегородки, а заодно и себе ноги. Ну и еще нюанс: может быть, живя в Индии, и можно находить удовольствие общаться с коровами, боготворить их, называя священными животными, ведь зимы-то в нашем понимании в Индии - нет, зелень там - круглогодично. Наша реальность почему-то совершенно иная. Конечно, какую мы заслуживаем реальность, в такой и живем, но ту реальность, в которой мы захотим жить как свободные люди, желающие себе и окружающим любви и счастья, нам надо тщательно продумать и сформировать, исходя из опыта имеющейся на данный момент реальности. В этом плане как-то после прочтения нескольких книг о жизни и судьбе деревни в разные периоды 19 и 20-го веков, мы задумались: а что мы можем почерпнуть для себя полезного из опыта наших ближайших предков, кроме необходимости тяжкого, надрывного труда? Может быть, этот опыт, передаваемый из поколения в поколение, эта реальность, создаваемая нашими ближайшими предками и привели сейчас к развалу нынешней деревни и острому неприятию подобной ситуации для нас? Может быть, имеет смысл заглянуть немного поглубже в историю, когда сельский житель еще был свободен, в том числе и от непосильного труда, и именно там поискать ценные крупицы опыта жизни в гармонии с Природой и миром? Тогда, возможно, отпадут сами собой многие вопросы с содержанием животных, да и не только, не дающие нам покоя и заставляющие бросаться из стороны в сторону - то в колхоз, то в Индию, то еще куда-нибудь...

Однако всем вышеизложенным я бы не хотел отбивать охоту тем из вас, кто несмотря ни на что, намерен завести животных и жить с ними бок о бок, наслаждаясь взаимным общением и ставя его выше различных моих «пугалок». Наши собственные проблемы с животными стали рассеиваться как дым, когда мы сократили число коров, кошек, собак, куриц и прочей домашней твари. Когда их стало меньше, они стали нам интересны с точки зрения общения. Мне даже становилось скучно, когда бычка «Тюбика» с его потешным выражением морды и желанием поиграть «в бодалки» рядом не было, когда он уходил пастись в дальний загон. Или любопытно было наблюдать «разборки» петуха и его небольшой куриной «банды» с нашей домашней собачкой. Когда стало освобождаться время от почти непрерывного ухода за самым разнообразным «стадом», мы начали по-другому с ними общаться и глубже понимать каждого из них.

Так вот, что же необходимо знать прежде всего, когда вы решили завести животных для выращивания на мясо, молоко или для выведения молодняка? Здесь мы опять же обратимся к «Сельскохозяйственному курсу» Р. Штайнера, потому что (повторюсь) пока ничего лучшего с позиции духовной науки и практики мне не встречалось.

Во-первых, животным обязательно нужен выпас на вольном воздухе. Только таким образом оно сможет получать необходимый приток космических сил, идущий через воздух и через пищу для своего развития. Содержание в стойле - это конечно, необходимый элемент ухода за животными, но пусть он будет непродолжительным по времени. Индустриальные коровы, которые сейчас преобладают на фермах Запада и в некоторых наших крупных и современных агрокомплексах, выращиваемые преимущественно в стойловом содержании высокоинтенсивными технологиями, - это не тот путь, которым надо стремиться идти в своем хозяйстве. Постепенно, из поколения в поколение эти коровы теряют свои способности улавливать космические силы, следовательно, качество продукции, которую они дают, тоже падает. Чтобы наши животные могли активно вступать в космическую связь с космическим окружением, им необходимо надлежащим образом развивать свою голову, а этому развитию способствуют прежде всего корни и корнеплоды (аналогично и у человека).

Надо позаботиться о том, чтобы телята с детства, пока растут и развиваются, могли бы питаться, например, морковным кормом, но не одним, конечно, а в сочетании с семенем льна и другими травами с длинным стеблем, которые способствуют уравновешиванию развивающихся сил головы и задней части тела животного.

Если нам важно получать от коровы полезное, питательное и гармонично сформированное в теле животного молоко, корни и корнеплоды при этом нас уже будут интересовать меньше. Нам необходимо увеличивать в корме зеленую, листовую составляющую. Для этой цели хорошо подходит и сочное и подвяленное зеленое сено и так называемая «зелёнка» - посеянный в середине лета овес и убранный осенью перед снегом, имеющий обилие зеленой листовой массы, сочный и сладкий. В то же время для увеличения количества молока, по Р. Штайнеру, мало кормить коров листовым кормом, необходимо предусмотреть и такой корм, который позволит вам вырастить у себя высокоудойных коров, не прибегая к генетическим манипуляциям или искусственному осеменению. Это - бобовые травы и особенно, клевер. Влияние клевера как корма сразу не будет заметно у самой коровы. «Результат проявляется обычно через одно поколение: если такая корова отелится, телочка от неё вырастет в хорошую молочную корову».

Для того чтобы животные могли развивать свою костно-мышечную и систему обмена веществ, было бы полезно для них добавлять в корм плоды, семена и цветки, прошедшие стадию предварительной подготовки в виде варки, т. е. процесса, продолжающего созревание, идущее посредством сил солнечного тепла. Особенно это касается таких растений, у которых мало развиты листва и стебель, а в основном цветки и плоды. «Всё, что мало ценится в стеблевой части, что пышно цветет и плодоносит, надо варить». Понятно, надеюсь, что сейчас речь идет об откорме, и не только крупного рогатого скота, но и свиней и других домашних животных. «Откармливаемые животные жиреют, если вы им даете корм, содержащий плодоносящие части растений, по возможности подвергнутые дальнейшей обработке в виде варки или запаривания. Или корм, содержащий плодоносящие части, увеличенные в своих размерах по сравнению с первоначальным состоянием, например, корнеплоды, которые в процессе длительного окультуривания стали гораздо крупнее, чем это было им свойственно в диком состоянии...

Условиям откорма соответствует, например, масличный жмых самых разных видов». Конечно, надо не забывать о том, чтобы мясо и само животное в результате откорма могли иметь гармоничную структуру тела, то есть к вышеупомянутым вареным кормам желательно в небольшом количестве подмешивать и корни или корнеплоды для головы.

Еще один совет касается соли и заквашивания корма для животных. Это актуально не только для тех, кто проживает на холодных территориях. Соль для животного очень важна. Если в кормах содержится слишком мало соли, то животные начинают преждевременно и сильно линять, терять волос. Соль в данном случае способствует тому, что вещества из корма в достаточной мере доводятся до тех частей организма, где они должны действовать.

В то же время перегибать палку в заквашивании корма тоже не стоит. Имеется в виду: нет необходимости слишком сильно солить корм, что вредно сказывается на здоровье животного. С другой стороны, силос - это недостаточно засоленная или вообще несоленая сочная зеленая масса, у которой пошел процесс брожения. По утверждению Р. Штайнера, здесь органический процесс заходит слишком далеко, и это становится чрезвычайно вредным.

Естественно, мы не смогли у себя испытать и реализовать все рекомендации Р. Штайнера, хотя некоторые из них достаточно хорошо известны и у нас среди сельских жителей. Но вот насчет откорма свиней рекомендации работают эффективно. Поросята на сыром корме или на вольном выпасе растут медленнее и имеют мало жира в теле, в то время как те, что мы кормили вареной овощно-зерновой смесью, давали быстрый эффективный прирост живой массы. Также хорошо помогает «зелёнка». Осенью, когда коровы обычно сбавляют в удоях оттого, что трава загрубела и пожухла, а сено давать еще рано, она очень выручает, и молока сразу становится больше. Испытайте-попробуйте, ведь эти рекомендации, идущие из глубокой древности, полученные доктором Штайнером из области духа, наверняка работают так же, как и многие его другие по уходу за растениями, с землей, удобрениями, вредителями и пр.

Hosted by uCoz