Размышления в поместье на разные темы, а в основном:

РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ – кто они для нас и кто мы?

Мы почти все любим хорошо питаться. Нам нравятся натуральные продукты – только что из-под коровы, козы, курицы. Мы приветствуем в наших холодильниках свежее парное молочко, деревенские сливочки, мягкий творожок, яички из-под курочки, мёд, только что с пасеки. Мы особо не задумываемся над тем, как оно всё производится, мы считаем, что всё построено в этом мире разумно: город создает блага для всей цивилизации, а деревня обслуживает город, поставляя продукты питания и некоторые другие природные товары, необходимые для жизни в городе. В городе мы просто хотим жить свободно, радостно и в любви ко всему, не заморачиваясь проблемами добычи денег и поиском хорошей работы, чтобы она (работа) не занимала много времени и приносила достаточный доход. Мы также не против лёгкого получения других благ в виде еды, вещей для жизни и развлечений. В деревне мы тоже хотим быть свободными от труда, ну, по крайней мере, чтобы труд был намного легче. Мы хотим жить не хуже, чем в городе: в радости, любви и достатке. Мы все стремимся к лучшему…

Однако приглядишься внимательнее и увидишь, что наши стремления всё время норовят уйти не туда, а в область как раз тех проблем, от которых мы старательно убегаем, порой всю свою жизнь. Если перейти от абстрактной философии к конкретной жизни, то наш собственный пример тут как нельзя кстати.

Мы тоже всю сознательную жизнь стремились уйти от обязательной тяжелой повинности работать, чтобы заработать на то, чтобы выжить, а выжив, работать дальше. Порой нам это удавалось, но… кончались деньги и круг начинался снова. В смысле белки в колесе, или водоворота в омуте. Во время проживания в городе колесо по времени было очень маленьким, в районе месяца с двумя узловыми точками – авансом и получкой. Переехав на землю, колесо стало намного больше – в размере года. Весной – кредиты, займы на посевную, осенью – интенсивная распродажа продукции по низким ценам – отдача кредитов и процентов по ним. Запасы продукции быстро исчезали, колесо делало оборот к следующей весне, и дальше всё шло по накатанной.

Когда мы это поняли – не просто поняли, а нащупали основные правила, как выйти из этого колеса, то всё изменилось. Однако ещё по инерции периодически туда возвращались – на короткое время, видимо, чтобы что-то ещё понять. Правила эти простые и, наверное, известные многим:

1) Живи по средствам. Есть средства – радуйся жизни и покупай то, что необходимо для дальнейшей жизни, нет средств – радуйся жизни, используй для жизни то, что покупал раньше и ищи новые возможности.

2) Если хочешь больше средств – крутись быстрее, чем с тебя будут успевать снимать эти средства (оборотные расходы, торговля, сфера услуг, налоги, сборы, инфляция и пр.), но так, чтобы не затянуло в эту воронку, попробуй обойтись без кредитов и долгов.

Это та часть жизни, что касается финансов. Освободившись от этой зависимости, точнее, от колеса, мы обратили внимание, что колесо-то не одно. Их много. Например, трудоголикам не нужны деньги, им подавай работу. Фанатично увлечённым творческим личностям вообще ничего не нужно – ни бытовые условия, ни семейный очаг, ни деньги – только творчество в их сфере. Зависимых от самых разнообразных соблазнов нашего мира – алкоголиков, наркоманов, любителей рулетки и лотерей, компьютерных игроков, любителей «клубнички» и даже религиозных фанатов тоже мало интересуют другие стороны жизни. Они никак не насытятся тем, к чему всё время стремятся. Это про тех, кто хочет попасть в свой омут и попадает. Нас всё вышеперечисленное обошло стороной. Но мы попались в другие, «вынужденные» колеса.

Например, мы держали коров, небольшое стадо. Здорово – свежее молочко всегда, сливки, сметана, творожок, сыр, масло и даже свежая говядина периодически. Всё своё, вкусное, ценное и питательное, экологически чистое и биодинамическое. Здорово! Вспомним из физики, что любая система имеет вход и выход. Продукты питания находятся на выходе. Пословицу: «Корова – кормилица», – знают все, особенно в деревне. Кормилица – это выход. А что же на входе?

На входе – сама корова, всё, что связано с содержанием стада. Я не скажу ничего нового, так как все понимают, даже горожане (хотя бы из выпусков новостей), что содержание стада – задача непростая, нелёгкая, точнее, связана со многими затратами – труда, времени и средств. И она часто не оправдывает себя по затратам (иначе мы жили бы в раю!). Пройдя это, испытав на себе, молоко и его продукты уже не покажутся такими вкусными и необходимыми, особенно в наших условиях, когда механизация всех процессов почти отсутствует, есть только много физического труда. В западных странах другая крайность – там всё механизировано. Стадо в несколько десятков голов могут содержать два человека – семья. У нас – это пока просто – «колесо».

Мы предпринимали множество разных усилий по исправлению этой ситуации, точнее, по выходу из «колеса», и в итоге пришлось расстаться со стадом. Не жалеем, молоко со сметаной иногда едим, покупая в деревне, но возвращаться к прежнему, если и будем – то на новом уровне, когда поймём – как. Ведь всё развивается.

Опыт – штука интересная. В результате выхода из финансового колеса, мы поняли суть и значение денег и долгов. В результате выхода из колеса животноводческого, мы стали понимать роль и предназначение домашних животных, и это натолкнуло нас на размышления по поиску понимания предназначения вообще животных, растений, человека и других живых творений.

Если мы живем с нашими животными так, как принято сейчас в деревне, значит, мы попадаем в зависимость от них – это «колесо», а мы – «белки». Если мы отпускаем их на волю, и они пасутся сами по себе, даже зимой, как принято у народов со скотоводческой историей – на выходе у нас больше времени, и это уже лучше, но возникают и другие проблемы.

Сейчас мы совершенствуем эту связь «человек – животное» на примере пчёл. Пчёлы – не коровы, времени остаётся больше, труда физического меньше, но здесь также присутствует возможность попасть в «колесо». В современном пчеловодстве имеются такие варианты взаимоотношения человека с пчелами.

1. «Технократический вариант», т.е. интенсивная технология ухода. Здесь современные технологии, механизация, автоматизация, маркетинг и т.п. Здесь пчёлы – инструмент добычи мёда, прополиса, воска, перги, яда, маточкиного молочка, и поэтому пчеловод эксплуатирует их по полной программе, получая привесы, тонны, много денег, проблемы со здоровьем пчёл, качеством мёда и т.п. Это – фирмы, фермеры, отдельные предприниматели. Этот вариант аналогичен механизированному животноводству в странах Запада. И это – определённое «колесо».

2. «Любительский вариант». Более разносторонний, но фактически то же самое, только в меньшем объёме, с меньшими знаниями, с высокими запросами по поводу результата – мёда. Есть часть передовых пчеловодов «с Божьей искрой», но остальные… Здесь основной признак – топтание на месте от непонимания или недостатка времени на то, чтобы всё сделать, как надо пчёлам, поэтому хороший результат – редкость. Здесь главное – опыт соседа дяди Васи, опыт в выпускаемой литературе и т.п. Это – дачники, городские рабочие и служащие, отчасти сельские жители. Этот вариант напоминает частично содержание коров в деревне и тоже своеобразное «колесо».

3. «Творческий вариант». Одно из новых направлений, с экологическим уклоном, набирает сейчас силу в движении «Звенящие кедры России», в движении горожан на землю (в пригороды) и среди некоторых дачников. Суть его в том, что мёда и пчелопродуктов достаточно только для своей семьи, а пчёл лучше не трогать совсем и содержать в колодах. «Наши предки веками содержали – и кормили весь мир медом, и мы сможем». Засыпал рой в колоду и свободен, а осенью открыл крышку, взял сколько надо – и всем хватило. Этот вариант ещё пока определяется, опыта мало, но много особых мнений, особых результатов и споров. Есть тенденция вернуться в прошлое, но есть и серьёзное намерение взять лучшее у прошлого и на новой основе создать более совершенную систему пчелосодержания. Здесь возможно попадание в своё «колесо», но есть и шансы избежать его.

Есть и ещё варианты, но они переходные между этими тремя. Забегая вперед, скажу, что нас не устраивает ни один из этих вариантов, и мы сейчас ищем четвёртый вариант, чтобы он отличался в корне, был иным, исходя из нашего опыта взаимоотношения со стадом.

Как я понимаю четвертый вариант? Это не просто очередной взгляд на «содержание» пчел, коров, куриц и т.п., это – смена приоритетов. В этих трёх описанных вариантах главный приоритет – получить продукт, неважно, для продажи или для себя, семьи и друзей. Главное, что при этом не всегда и не очень-то учитывается желание самих живых творений – «что они-то хотят»?

Попытаюсь вывести основные положения четвертого варианта из анализа всех трёх. Пчеловоды первого варианта хотят просто зарабатывать, чтобы хорошо жить. Для них пчёлы – источник дохода, ну, примерно, как сотни гектаров пшеницы или картофеля или огромное стадо для крупного сельскохозяйственного предприятия. Всё развитие отрасли идёт на создание инфраструктуры и оборудования по производству. О самих пчёлах речь возникает только в результате форс-мажорных обстоятельств, например, крайне неблагоприятной погоды, мора или пчелиного коллапса, когда пчёлы в массовом порядке покидают пасеки и разлетаются кто куда. Хотя здесь достаточно и увлечённых людей.

Во втором варианте внимание к пчёле намного выше. Любители активно пользуются наработками науки, обслуживающей первых. Они придумывают всевозможные ухищрения, различные приспособления, новые варианты жилищ пчёл – ульев, новые технологии содержания с целью познать, понять действия пчёл, чтобы легче было получать сладкий продукт. Простыми созерцателями и друзьями пчёл они остаются до того момента, пока в результате неумелых действий или внешних обстоятельств семьи не погибают зимой или слетают летом, и пчеловод терпит ощутимые убытки. Однако здесь всё же присутствует удивление перед мудростью Творца, создавшего такой непохожий на нас мир, и стремление познать, понять его, а может, даже и поучиться. Среди любителей встречаются и такие душевно развитые люди, которые интуитивно или сознательно стремятся к новому пчеловодству, может быть, и к четвёртому варианту в моём понимании.

Не менее интересны и пчеловоды творческой группы. Это чаще всего пассионарии (по Л. Гумилёву) – люди, прокладывающие собой дорогу остальным, очень сильные, преданные идее саморазвития и развития общества, есть даже личности, увлечённые идеями вселенского масштаба. Они, как правило, отвергают современные авторитеты, но могут опираться на мнение и опыт своих далёких предков, если таковой дошёл до нас сквозь смутные времена. Они готовы признать пчёл как равных и полюбить их, но дальше искать взаимодействия или развития отношений с этими насекомыми у них явно не хватает времени и желания, потому что они идут широкой дорогой, на которой много всего другого интересного. Вполне могут найтись и среди них яркие личности, которые внесут новые страницы во взаимоотношения человека и пчелы.

Получается, что четвертый вариант – это следующая эволюционная ступенька, вышедшая из предыдущих. А эти предыдущие, если кратно отражают несколько стадий:

1. Cтадию чистого потребительства (1 и частично 2 варианты) под девизом «Давай-давай!»;

2. Cтадию «блата» советского периода под знаком «Ты мне – я тебе» (1 частично и 2 варианты);

3. Стадию романтичности – «Как здорово, что вы есть на свете» (3 и частично 2 варианты) и

4. Стадию относительной взаимной независимости «Живи, как тебе лучше, я помогу, только мёда не забывай давать» – (пока 3 вариант).

Четвертый вариант можно обозначить в духе новой биодинамики: «Давайте творить мир вместе». Причём этот девиз относится не только к пчёлам или коровам, но и всем домашним, а в перспективе и так называемым «диким» животным, а также растениям и другим живым творениям. Суть его я обозначаю как понимание предназначения тех же пчёл, знание их биологии, экологии и на основе этого установление взаимоотношений между нами. Не просто отношений по типу: «Они – низшие, у них всё равно одни инстинкты, и поэтому я ими управляю», а именно взаимоотношений: «Я знаю, что нужно вам, и вы знаете, что нужно мне, мы помогаем друг другу найти лучшие формы взаимодействия для пользы и радости окружающему миру».

Конечно, нам всем в головы вдолбили совсем другие понятия и знания, и бывает не просто поменять в голове приоритеты, но вопрос лежит совсем не в той плоскости, что «это всё фантазии». Вопрос в том, что сейчас, в эпоху перехода к Новым Временам, установление новых отношений между человеком и творениями живого мира становится насущной задачей для нас всех. Вопрос уже переходит в практическую область: как прийти к взаимодействию, какие нужны методы, какие найти способы общения с теми же пчёлами. Конечно, намного легче установить контакт с собаками, кошками, попугайчиками или дельфинами, но опыт показывает, что практически все представители мира животных или растений в той или иной степени понимают нас и реагируют соответственно.

Например, в «Науке и жизни» в 2004 году публиковалась статья бывшего горожанина, который переехал в деревню и взял на содержание корову. Теперь они живут душа в душу уже 14 лет, корова принесла 8 телят. По «правилам» её давно пора пустить на мясо, а она увеличивает удои, «общается» с хозяевами, помогает им жить. Из предисловия к статье:

«Они стали нужны друг другу. Их взаимоотношения развивались в несколько этапов. Первый — знакомство («Нас не тронешь — мы не тронем, если тронешь, спуску не дадим») — прошел успешно. Юрий Борисович Пржиемский оказался талантливым учеником, и тогда на втором этапе обучение взаимопониманию было продолжено на языке «поз и жестов». Наблюдения Юрия Борисовича и его жены (психолога, кандидата наук, доцента МГУ) дают основание полагать, что коровы очень внимательно прислушиваются к разговорам людей и понимают их. Это поразительно!»

А пчёлы – это общественные насекомые и их общественный разум на порядок выше разума отдельного насекомого. Вполне логично, даже с точки зрения современной науки, предположить, что контакт с разумом или групповой душой пчелосемьи может быть установлен довольно легко. Один исследователь пчёл в начале 20 века решил проверить, насколько силён строительный инстинкт пчел, и с этой целью всё время предлагал им разные виды «домов» – улья, ящики, трубы, какие-то невероятные разнообразные конструкции собственного изготовления. И всегда пчёлы выстаивали соты по-особому, в соответствии с предложенной формой, но удобно для себя и не повторяясь. В одном случае они долго пристраивались к помещению, строили, потом ломали, выстраивали по-другому, снова их что-то не устраивало, снова ломали и принимались за строительство вновь и так шесть раз, пока не «разработали» и построили идеальную для себя форму. Похоже это на действия безмозглого инстинкта? Дотошные учёные изучали также возможности памяти отдельных рабочих пчёл и нашли, что эти способности очень близки к возможностям памяти млекопитающих!

Если же посмотреть на растения, то и здесь можно найти признаки разума, подобного нашему, только в своей, скрытой от внешнего проявления форме. Уже накоплено достаточно фактов реагирования отдельных растений на проявление любви к ним, или на проявление агрессии. А если рассматривать растения в их популяционной совокупности или на более высоком уровне организации – на уровне растительного сообщества, то здесь можно выявить много сходного с поведением как отдельного человека, так и коллектива людей.

Инстинкт у представителей живого мира, как и у человека, это, вероятно, тот тип поведения, который был заложен Создателем в организм для того, чтобы жить, размножаться и распространяться по Земле, подстраиваясь под конкретные условия среды и устанавливая взаимные межвидовые связи. Проявления же разума в нашем понимании – это конкретная реакция на нестандартные ситуации, данные каждому в развитии и, в зависимости от условий, в которых находится тот или иной вид, проявляющиеся чаще или реже. Мухи могут жить на природе, исходя из инстинктов, но, попав в дом, хотят вернуться и летят к окну. Они могут долго биться о стекло, но некоторые из них в какой-то момент – возможно, в момент просветления – находят другой выход и вылетают через форточку.

Человечество в настоящее время ещё только приступает к осознанному пониманию места живого мира на Земле, постепенно уходя от навязанных эпохой материализма штампов, что «не ждите милостей от Природы, у неё надо только брать», или «мы – высшие творения, вершина эволюции, всё остальное – низший уровень». Наша с вами задача – помочь братьям нашим меньшим почувствовать себя нужными не только в природе, не только самим по себе и не только для потребления человеку, но и в их возможности дальнейшего развития всей экосистемы Земли для блага себя и других организмов.



Hosted by uCoz