Пища, мысли и ошибка образного периода
… «На Русь был послан легион отборный римский. Пять тысяч воинов к границе первого селенья подошли. И встали грозным лагерем вблизи окраины селенья небольшого.
Старейшин военачальники к себе призвали. Старейшины пришли, не ведая пред силой грозной страха. Старейшинам военачальники и пояснили, что из страны они могущественнейшей над всеми странами и потому селенья все им дань должны платить. Тот, кто не сможет, будет в рабство взят.
Им отвечали старшие селенья небольшого, что им негоже своей пищей вскармливать недобрых, тем самым вскармливать громады тёмных сил.
Из всех военачальников главнейший старейшему из старших селения сказал:
— Я знал о варварстве и быте вашем необычном. Ваш ум даже соотношенья сил не сможет оценить. С таким умом в цивилизованной империи свободными вы никогда не будете. Вам быть рабами иль совсем не быть.
Ему старейшина селения ведрусского ответил:
— Не быть тому, кто не способен Божественного в пищу для себя употребить. Смотри.
И с этими словами старик-ведрусс два яблока прекрасных, одинаковых и свежих из кармана в руки взял. Обвёл глазами военачальников, доспехами блиставших, но взгляд остановил на рядовом солдате молодом. К солдату подошёл, одно из яблок протянул ему, сказал:
— Возьми, сынок, сей плод по нраву для твоей души пусть будет.
Взял римский воин рядовой плод и надкусил его под взглядами стоящих рядом. Блаженство осветило лик молодого воина на зависть остальным.
Старейшина, держа в руке второе яблоко прекрасное, к военачальнику вновь повернулся, и подошёл к нему, и произнёс:
— Моя душа не жаждет и тебе прекрасный плод преподнести. Что это означает, попробуй сам пойми. И положил старик-ведрусс второе яблоко у ног военачальника.
— Как можешь ты, старик, дерзить в боях заслуженному полководцу? — воскликнул ординарец римский, и быстро яблоко поднял, и охнул удивлённый.
И все, чинами облечённые, и их прислуга замерли взирая… На их глазах в руках у ординарца прекраснейшее яблоко сгнивало. На их глазах гниющий плод вдруг появившаяся мошкара съедала. И продолжал старик-ведрусс:
— Купить за злато, силой взять плодов Божественную благодать никто не сможет. Себя властителем ты можешь называть, уверенность в себя вселишь, что покоряешь страны, при этом только гниль будешь вкушать».
Сказка? Притча? Или исторический факт?.. Это отрывок из книги «Энергия жизни» Владимира Мегре я привел здесь в качестве прелюдии для того, чтобы можно было обратить внимание, как влияют наши мысли, наше настроение, чувства и эмоции, на живое вокруг нас. Это мы заметили еще очень давно, когда с наших биодинамических полей начинали полным ходом реализовывать овощную продукцию. Не всегда вкус и качество овощей находили отклик в чувствах наших покупателей, не все считали необходимым говорить об отличиях качества овощей от аналогичной продукции с рынка или магазина. Но находились те, кто «считал своим долгом» поставить нас в известность о том, что картошечка у нас «почти вся зеленая», да еще и быстро гниет, а морковь начинает сохнуть или прорастать раньше времени, капуста в засолке – мягкая и т.д. Мы очень трепетно тогда относились к своим продуктам и каждый такой случай брали на особый контроль, особенно, когда овощи просили у нас «очень уважаемые» или «авторитетные» люди. На первых порах, когда земля у нас еще только оживала и овощи в хранилище не всегда «доживали» в благополучном состоянии до следующего лета, мы еще делали тщательный отбор при продаже. Но потом, когда процесс оживления почвы, видимо, пошёл ускоренными темпами за счёт действия БД препаратов и компоста, и с хранением выращенной продукции у нас не стало особых проблем, мы перестали выделять товарные и нетоварные овощи, для продажи и для нас. Они все стали товарными. Но удивительно, что не исчезали и те придирчивые покупатели, у которых наша продукция по каким-то причинам не могла сохраниться надолго. Сначала мы с женой думали, что условия хранения резко разные и тут ничего не поделаешь, но после очередного такого случая, возникло понимание, что тут что-то другое. Например, мы отвозим картофель одного сорта и с одного отсека двум разным людям в один и тот же день. Некоторое время у людей он хранится в квартире, в прихожей, а затем увозится в свои подвалы в гаражах. Через какое-то время узнаем, что у одного из покупателей картофель стал чернеть и портиться, причем в количествах, выходящих за пределы разумного. Для нас «пределы разумности» составляли тогда 1-3 больных клубня на мешок, а тут речь идёт о ведре. Спрашиваем, как у другого покупателя – нормально, как у нас самих. Интересуясь дальше, мы выясняем, что в той семье не всё ладится, ссоры и ругань – частое явление, недовольство и претензии хозяев к жизни и окружению достаточно высоки. Возникает гипотеза о влиянии характера покупателя и его отношения к другим людям на живые творения, к коим относится и наш картофель.
Таких случаев за время нашей жизни и работы на земле биодинамически до последнего времени накопилось предостаточное количество. Это были и просто овощи, это были и заготовки – соленья, крученья (так мы называем у себя динамизированные ягоды), это были и семена. Причём последний случай с семенами в 2008 году – вообще почти классика. Один наш покупатель взял семена кабачков, после посева которых из пакетика ни одно не взошло. Когда мы (опять же в удивлении) посеяли такие же семена у себя в количестве примерно 30 штук, то они взошли все как один, несмотря на засушливую весну, выросли, цвели, дали много зеленцов и из них же мы оставили себе на семена на следующий год. Выясняя, что же представляет собой этот покупатель, мы узнали, что он вообще не верит в биодинамику и нам, в частности. Естественно, семена просто не захотели всходить у этого человека на грядке, предпочитая тихо сгнить в земле. Такие же результаты могли происходить с почвой у тех, кто использовал биодинамические препараты, изначально не допуская мысли, что они могут что-то полезное сделать на огороде. Конечно, обратной связи по действию препаратов у нас почти не было, скорее, наоборот, многие рассказывали о том, что, действительно вкус овощей и плодов меняется в лучшую сторону, земля, хоть и не сразу, но хорошо родит и без минеральных удобрений, и массовых повреждений посадок от болезней и вредителей стало намного меньше.
Аналогичные случаи мы заметили и у некоторых наших биодинамиков-садоводов, которые занимаются семеноводством томатов, перцев и баклажанов. Их семена, взятые для посева другими садоводами, не очень благосклонными к продавцу, показывали заниженные характеристики при всхожести и дальнейшем развитии, хотя у нас эти же семена не давали особых отклонений от нормы.
Здесь выделяются два аспекта. Первый – просто негативная атмосфера в доме человека, взявшего овощи, семена и пр. Второй – направленное негативное отношение к тому, что предлагает земледелец. В обоих случаях человек, который берет на себя ответственность потребить предлагаемые биодинамические продукты или вырастить их для себя из семян, – ограничивает своё восприятие Вселенной, не допускает, что что-то может быть другим, чем у него было до сих пор. Вселенная в ответ на это закрывается и ограничивает его доступ к этому другому, оставляя человека в его уверенности в своей правоте до тех пор, пока не проснётся его более высокая осознанность или, по Рудольфу Штайнеру, пока не разовьется его душа сознательная, пока не закроет он этот свой эволюционный пробел, несколько раз сталкиваясь с подобными ситуациями.
В вышеприведенном отрывке таким человеком выступил военачальник, возомнивший себя властителем судеб и покорителем народов, т.е. разделивший мир внутри себя на хороших и плохих, сильных и слабых, умных и дураков. Вот это его мнимое величие, а точнее, его ограниченность в восприятии мира, находящегося вне его, внешне и выражалась в том, что ему остается только «гниль вкушать».
ОШИБКА ОБРАЗНОГО ПЕРИОДА
Однако надо иметь ввиду, что любой процесс имеет «две стороны одной медали». Одну я описал выше, а другая сторона скрыта от наших глаз и неявно выявляется при тщательном рассмотрении. Суть второй заключается в том, что «придирчивые» люди появляются для нас неслучайно. Они как бы притягиваются нами, нашими мыслями, нашим отношением (трепетным) к тем продуктам, которые мы выращиваем и считаем лучшими. То есть, по сути, мы сами внутри себя делили мир на хороший и плохой, на свои «лучшие» продукты и остальные (по внутреннему убеждению «хуже», чем наши), на лучший для всех вариант земледелия – биодинамику и «прочие направления». А если человек высказывал несогласие, может быть даже и не всегда обоснованное, мы начинали ему доказывать, что он неправ, внутренне отказывая ему в правоте своей точки зрения. В связи с этим у меня в памяти всплывает один случай на областной ярмарке сельхозпроизводителей. К нашему павильону подошел знакомый, с которым мы одно время работали в институте и поинтересовался, чем таким отличается наша продукция, что её можно посчитать экологически чистой? Я принялся доказывать ему, приводя различные научные и практические аргументы, но они не могли изменить его собственные убеждения. Тогда я предложил ему попробовать на вкус нашу морковь и сравнить ее с другими. Он попробовал и не нашел особых отличий – оказалось, что морковка ему досталась как раз не очень выразительная по своим вкусовым качествам. В итоге он ушел от меня, убежденный в том, что это смахивает на некое шарлатанство.
Этот случай запомнился, и я периодически размышлял над ним, пытаясь найти разгадку. Ведь внешне всё правильно: биодинамика на сегодняшний день является одним из лучших экологических вариантов земледелия; плоды, выращенные или продукты, приготовленные по её методам – вкусные без всяких оговорок и имеют другие полезные качества, доказанные объективными методами и которые отсутствуют при использовании остальных методов; человек, который поедает эти плоды, укрепляет не только свою плоть, но и развивает душу и дух свой и т. п. Но по мере перечисления этих преимуществ, вторая сторона «медали» начинает проявляться более четко. Медаль-то все равно из одного металла отлита, у нее лишь разные стороны. Как у людей, которые имели претензии к качеству нашей продукции, были завышенные требования, т.е. проявлялись черты характера, такие как недовольство или гордыня, так и у нас, только скрыто от нас самих, внутри проявлялось недовольство действиями этих людей по отношению к нам, а значит и гордыня (у нас же лучшие овощи!). То войско не смогло бы даже сформироваться, а не то, чтобы пытаться завоевать ведруссов именно потому, что ведруссы, возможно, сами того не подозревая, считали себя лучшими среди других и свою «лучшую» жизнь оконтурили границами, не ведая и не желая ведать, что творится за пределами этих границ. Таким отношением они не помогали другим осознать свои ошибки, приведшие, в конце концов, и к желанию завоевывать и покорять. Они просто сложили с себя ответственность за мир на этих людей, тех, кто был не согласен с ними, с их общепринятым мнением и образом жизни, какие бы они ни были правильными. И ошибка их, что выращивали яблони с мыслью о том, чтобы чужой человек с негативными помыслами, украв или взяв силой плоды, мог или гниль вкушать или просто отравиться этими плодами (плодами у «лучших» людей). Вроде всё верно – они защищали себя. Однако согласитесь, уже сама мысль о защите себя содержит внутри убеждение с тем, что есть враги, т. е. люди «худшего» сорта, против которых и выращиваются сии плоды («висящее на стенке ружье один раз в сто лет всё равно выстрелит» – народная примета). По сути, они первыми и напали на завоевателей, своими мыслями и действиями против них. Конечно, они с любовью к пространству родины своей и всему, что в нём находится, относились, и пространство защищало их как могло. Но, если бы они добавили мысль, что человек с другим мировосприятием, откушав даже силой взятый плод, смог настолько внутренне преобразиться, что у него пелена бы с глаз спала, и душа стала чутко чувствовать и понимать значенье съеденного плода, т. е. с помощью такого плода он бы смог расширить своё мировосприятие, осознать свои действия как несущие в мир страдания и боль, то, вполне возможно, ошибки образного периода и не возникло бы. Для справки – ошибка образного периода (из книг В. Мегре) – то, что случилось с людьми несколько тысяч лет назад, из-за чего человечество избрало иной, гибельный, технократический путь цивилизации и к чему привело нас сейчас. По Анастасии, найдя и исправив эту ошибку, мы сможем снова вернуться на путь развития без страданий, болезней и нужды, сможем зажить в любви, радости и счастье на планете Земля. Поиском ООП давно занимаются многие тысячи наших современников, обсуждение этого можно найти в интернете и на страницах газет «Родовая земля», «Быть добру» и др.
Второй момент, исходящий отсюда. Нашлась ошибка образного периода – ура! – можно начинать жить по-новому. В порыве любви к ближнему, я начал было всем рассказывать об этом, говорить, что именно эта и является ошибкой, начальной точкой, от которой и пошло отклонение в развитии человечества, все другие ошибки – лишь следствие. Моими действиями руководили бы вполне благородные порывы – помочь понять другим ошибку и исправить её, чтобы не допускать в дальнейшем. Возможно, даже возникли бы споры по поводу разных ошибок, которые нашли другие люди – каждый бы старался показать свою, что именно она – первопричина (хотя, возможно, что в определении этой ошибки я не первый). Но ведь это доказательство и эти споры – уже действия внутри ошибки, это уже выделение чего-то одного, а значит и принижение другого – фактически, та же самая гордыня в другой её форме, та же самая ошибка, но на другом уровне.
Тут логически вытекает мысль о том, что ошибка находится в каждом из нас. Во мне – это была гордыня, потому что я обнаружил ошибку в гордыне, у кого-то это – эгоизм или частнособственнический подход к своему пространству, вещам, родным, поэтому именно в них была заложена ошибка, у кого-то зависть, как двигатель его развития – сделать лучше, чем у соседа или знакомого, у кого-то лень и т. п. То есть те качества, которые стали доминировать в человеке, то отсутствие гармонии, баланса энергий, у каждого в своем варианте – это и есть ООП. Осознание её – это выравнивание, гармонизация всех энергий в себе, не допущение того, чтобы что-то одно доминировало над всеми. Причём качества могут быть как отрицательными: гордыня, эгоизм, зависть, так и положительными: альтруизм, скромность или желание делать добро и пр. И те, и другие в избытке ограничивают человека, способствуют уводу в сторону от его истинной дороги, от выполнения своего предназначения. Допустим, человек – альтруист, он всем готов помогать бескорыстно и делает это всё время. Но всё хорошо в меру, и я тоже хочу быть немного альтруистом, помогая этому человеку, а он не допускает такой мысли, что кто-то может помогать и ему. Он же – альтруист, поэтому он отвергает или просто не приветствует мои попытки помочь ему, а сам готов всё бросить и идти помогать мне, даже если мне и не нужна уже его помощь. Или человек – скромный. Он нигде не лезет, не выпячивает свои знания, умения, возможности, он ждет и проявляется, когда его просят. Он всегда уступает инициативу другим, более решительным, смелым, наглым, даже если они ведут себя слишком нахально. Но он же – скромный, это ведь добродетельное качество! А что получается в итоге?
Когда же все эти качества уравновешиваются противоположными, когда гордыня соседствует со скромностью, а эгоизм с альтруизмом – человек становится более гармоничным и чистым. Вероятно, поэтому и появляются «придирчивые» люди на нашем жизненном пути, они лечат нас от избыточной гордыни, а на их пути появляются другие люди, которые лечат их самих от постоянного недовольства и придирчивости. Гармоничный человек имеет сбалансированный комплекс всех энергий, он действительно – Человек. Выпяченные же одна или несколько энергий как раз не делают человека Человеком, а лишь существом, стремящимся им стать, иначе как нам, «человекам разумным», объяснить потомкам поступки наши, приведшие на сегодняшний день цивилизацию на грань катастрофы? Стать гармоничным человеком – это задача нашего переходного периода, периода Новых Времен. А что это означает? Это означает – сбалансировать в себе все качества, не ударяясь в крайности, и тогда откроются другие горизонты жизни, горизонты бытия. Ведь цели гармоничного человека – идти творить мир, преображая его в гармонии, развивая мир собой, своим творчеством, своей любовью к этому миру. Лучше об этом сказала сама Анастасия из «Родовой книги»:
«Возможность безграничная человечеству дана Божественной природой. Когда б соблазны власти безграничной человечество смогло преодолеть, в уравновешенности все энергии вселенские в себе сдержать, то и в других галактиках сады, плод мысли человеческой, возникли б. И человек миры иные собою осчастливить смог».
Вот на какие размышления навели меня наблюдения над простыми житейскими ситуациями. Я очень благодарен всем тем людям, что помогли мне найти и осознать свою ошибку, своё отсутствие гармонии. Желаю им в свою очередь найти и преодолеть свои ошибки, идущие со времён образного периода.
«Живая Земля», №1(29) 2009 г.