К вопросу о содержании животных
Возможно, тема содержания животных в родовом поместье прозвучит у меня несколько шокирующе и вызывающе, - не знаю, судить тем, кто читает. Однако, по прошествии длительного времени непосредственного близкого общения с самыми разнообразными домашними животными, включая пчел, нам с женой показалось, что этого опыта хватит на пару жизней. Хотя мы не претендуем на стопроцентное знание, многие скрытые стороны домашнего животноводства для нас встали на свои истинные места. Стоит заметить, что у нас было не просто содержание скотины, как это обычно бывает у сельских жителей, а биодинамическое, т. е. в вопросах кормления, выпаса, отела, качества производимых ими продуктов у нас дела обстояли намного лучше и легче, чем в аналогичных условиях, но без биодинамической практики. Понятно также, что, доведись нам начинать животноводство заново, вернувшись на некоторое время в прошлое с нашим теперяшним опытом, мы бы повели это дело несколько иначе. Но не буду дальше туманить голову читателя, а просто перейду к делу.Тема содержания животных мало интересует дачников. Все понятно - негде и некогда; у дачника в этом случае возникнет масса разнообразных проблем, решить которые ему не будет под силу. Иное дело на подворье, в фермерском хозяйстве или в родовом поместье. Животные живут рядом, питаются, размножаются и дают высококачественные продукты. Казалось бы - имей животных и птицу - и половина продовольственной проблемы будет решена, ведь так сейчас живет большая часть сельского населения. Но не все так просто, уважаемые.
Для начала попробуем вычленить отсюда проблемы с вегетарианцами. Я имею ввиду, что те, кто отказываются от питания мясом, яйцами, рыбой, а также молоком и продуктами его переработки, могут не задумываться над необходимостью содержания животных. Конечно, они у себя тоже могут держать животных, но только тех, которые служат для души или для технических нужд (для охраны, защиты от мышей, для пуха, шерсти и т. п.). С ними нет больших проблем, забивать периодически их не обязательно - пусть живут, растут, старятся и помирают естественной смертью в хозяйстве. Одна небольшая проблемка только возникает. Они же - живые твари, и совсем не обязательно в наших взаимоотношениях с ними должен превалировать постулат, что они - созданы только для нас, для наших потребностей и прихотей, как какие-то рабы, безмолвные и покорные. Они так же, как и мы, имеют свое предназначение на Земле, и они в свою очередь уверены, что мы служим для них. Им тоже хочется жить полноценной жизнью, а значит, радоваться жизни, любить и размножаться. Следовательно, надо позаботиться о присутствии в домашнем хозяйстве минимум двух особей противоположного пола, либо договориться с соседями о разграничении полов и совместной ответственности за появляющихся малышей. Обычно кошки, например, дают ежегодно 2-3 помета по 4-10 котят. Это ведь 12-30 котят в год. В сельской местности лишних обычно топят еще маленькими, когда они слепые и вообще ничего не соображают. Аналогично поступают и со щенками. В городе добрые люди стараются их отдать в заботливые руки, продать, а все остальные - норовят выбросить на помойку, просто на улицу или в подъезд - авось кто-нибудь подберет. В деревне кошками и собаками обычно насыщаются довольно быстро, и просто дарить их и продавать становится некому, потому и решение проблемы заключается в простом физическом уничтожении несмышленышей. «Фу, какую гадость вы пишете!», - может сказать иной мечтательный читатель. Но от этих проблем вы тоже никуда не денетесь, какие бы неприятные они ни были, если, конечно, не собираетесь всю жизнь смотреть на это со стороны (и если вы родовой помещик). Проблем можно избежать только в одном случае: если не держать. (Я уж здесь не стану рассматривать вариант с превращением их в бесплодных - от таблеток или в результате операции). Нет кошки - и нет проблемы. Но если она есть - как человек, вы несете полную ответственность за нее перед её родом и перед Богом. И сбрасывать с себя эту ответственность нам не позволено... (не стану здесь углубляться в тему). Хотя, может, мне своим односторонним взглядом не видно еще каких-то решений? Но я всё же доведу до логического конца свою точку зрения и покажу, в чем наша ответственность перед братьями нашими меньшими.
Мы сами, всю свою сознательную жизнь питаясь смешанно - и мясом и растениями, будучи уже фермерами, вынуждены были пройти путь к осознанному сокращению питания мясом и в связи с этим сокращению количества животных в своем хозяйстве. Почему? Мы вроде не чувствуем инстинктивного отвращения к нему, как некоторые люди, мы не сторонники движения по запрету на убийство животных, у нас обычные моральные принципы, мы жили в родном государстве, как все, но... мы были фермерами, которые держат животных. А это уже немало. Нам самим лично приходилось участвовать в забивании ненужных животных или тех, что специально выращивались на мясо. Одно дело быть охотником или рыболовом, убивая незнакомых тебе, диких тварей издалека, одно дело быть просто потребителем, ходить на рынок и выбирать себе куски готового мяса, а еще лучше - вкушать мясо в колбасе, пельменях или сосисках. Совсем другое дело, когда вы бок о бок живете с этими тварями, которых по поведению можно сравнить с детьми: такая же непосредственность, доверчивость, наивность, полная зависимость от тебя, назойливость, когда что-то требуется от тебя, разнообразие характеров... И вот настает момент, когда надо им сказать: всё, друг, прощай, не дергайся, сейчас мы тебя разделаем на куски и будем есть, солить, морозить, продавать и т. п. Может быть, я чересчур сентиментален, но думаю, что многие из вас, кто хоть раз побывал бы в такой ситуации - я имею ввиду не просто забой, а сначала жизнь с ними, а потом забой - наверняка вы тоже задумались бы в отношении питания таким мясом... Хотя сельские жители спокойненько живут, бьют скот, когда надо, и среди них почти не видно вегетарианцев. Но сельские жители не задумываются над этим именно потому, что для них так было всегда заведено - сказывается стереотип их поведения, основывающийся на стереотипе поведения их родителей, поступавших так в своей жизни, потому что они видели это у своих родителей, а те - у своих и... т. д. до изначальной точки. Мы же были до фермерства оторванными от земли, пришедшими на землю из города, где проблемы с забоем не существует (если не работаешь на мясокомбинате). Долго и мучительно размышляя над этой проблемой, которая всё больше вырастала перед нами, мы пришли сначала к выводу, что это - осознанная необходимость. Если мы питаемся мясом, значит, мы можем держать животных специально, они для этого и предназначены. То есть здесь мы воспринимаем действительность с позиций коренных народов с развитой скотоводческой культурой. Они держат и забивают животных для того, чтобы не умереть самим от голода и холода (правда, сейчас это уже не совсем так). В итоге мы подошли к забою с позиции любви к нашему животному, постарались сделать процедуру забоя мягче, чтобы не травмировать животное, чтобы оно простило нас и не мучилось при процедуре забоя, а сразу отошло в иной мир. Причем мы для себя решили, что держать животных ради мяса на продажу - кощунственно по отношению ко всему животному миру. Менять своего брата, своего друга на деньги... только крайние обстоятельства могут позволить нам это!
Рассуждая дальше, я понял, что мы в ответе за всех, кто родился по нашему решению в нашем хозяйстве, мы в ответе за жизнь и за смерть. Если животное пришло в мир по нашему решению, где бы оно не находилось, пока оно живет, вся ответственность за него лежит на нас и на тех людях, которые будут принимать решение и забивать его. Даже если мы его продали или подарили другим людям, мы делим эту ответственность с ними за то, как это животное уйдет в мир иной. Мы не можем нести ответственность в том случае, если мы его приобрели там, где оно появилось на свет и затем передали или продали тем, кто в дальнейшем его будет забивать. Мы не несем ответственности за животное, если оно доживает свой век вместе с нами и уходит в мир иной естественной смертью или в результате болезни, либо также доживает век у других людей. В остальных случаях нам не удастся сбросить с себя груз ответственности. Поэтому прежде, чем заводить ту или иную «скотинку», надо четко представлять себе: для каких целей вы её заводите и какая жизнь уготована ему и его потомству.
Повторяю, ответственность за братьев наших меньших лежит на нас - при появлении их на свет и при уходе в тьму. Но тут возникает вариант подойти к этому вопросу не только экономически, исходя из материальной пользы от животных, а с других позиций. Например, мы можем оставить животное, не забивать состарившихся дойных коров (или коз и т. п.), пусть живут с нами столько, сколько им отведено в этой жизни. Казалось бы - вот он выход! Не надо часто менять их на других только от того, что они по старости снизили отдачу молока. Можно жить рядом и радоваться этой жизни, учась мудрости у этих детей Природы. Однако, немного поостыв и поразмыслив трезвым умом, мы понимаем, что на данном этапе у нас, в холодном климате, это невозможно. В российских и особенно сибирских суровых условиях, где выпас возможен в среднем полгода, а на вторые полгода нам надо заготавливать сено, солому, зерно и корнеплоды для стойлового зимнего содержания, это получается не только накладно, это занимает уйму времени и просто становится утомительной обязанностью выполнять тяжелую работу. Либо это путь в индустриализацию ухода за животными. Конечно, несколько легче зимовать с козами - едят они не так много, как коровы, и более неприхотливы в выборе пищи, но у них свои «заморочки». Их обязательно надо пасти, либо делать высоченные заборы. Они очень прыгучие и для них нет проблем полазить по деревьям, крышам, разным постройкам, попрыгать через загородки. Мы сами не держали коз, но видели это у многих, а перед глазами стоит опыт соседа, который, не задумываясь, просто так, из любви к разным животным, завел двух коз, которые росли без особого присмотра, и обычно в теплый период хозяйство из-за них периодически стояло «на ушах». Я здесь перечисляю сплошные проблемы не для того, чтобы кто-то впал в «зеленую тоску» и закрыл этот вопрос для себя, а излагаю свои мысли и практические наработки, с которыми можно столкнуться, не подозревая об их наличии. В настоящий момент жить с домашними животными «просто так», на мой взгляд, не представляется возможным. Человек слишком близко к себе и односторонне приручил животных. Животноводческая отрасль с помощью селекции и генетики так далеко ушла в эволюционном развитии, что эти «твари» оторвались от природы и в диком виде они уже не смогут выжить. В ряде моментов они вообще полностью зависят от человека! Они передали те функции, которые были присущи их далеким предкам и исходили из ритмов Природы, - человеку.
Например, в природе процессы случки и отелов (опоросов и т. д.) строго привязаны к ритмам года и происходят строго в одни и те же сроки, а домашние животные могут гуляться независимо от ритмов, они полностью доверяют в этом человеку, который за них отвечает и которому теперь надо самому следить за ними и вовремя убирать лишних самцов или самок, чтобы не было близкородственного скрещивания и вырождения, чтобы было постоянное поддержание хорошей - продуктивной - породы. Соответственно, и отел животных происходит в любое время. Если теплым летом - тогда можно и на свежем воздухе, а если холодной зимой, - то тогда гляди в оба, чтобы теленочек не замерз, чтобы мастит корова не подхватила, особенно, если суровые зимы и хлев неотапливаемый. В природе - слабые долго не живут, там ими занимаются хищники, а вот слабых домашних животных человек вынужден сам отбраковывать, чтобы не допускать близкородственного скрещивания, деградации и распространения болезней, он сам становится хищником. Человек довел домашнее животное до такого состояния, что оно также стало удаляться от Природы, как и он сам. Вспомним эпидемии ящура, коровьего бешенства, птичьего гриппа, а сейчас и новые, неизвестные доселе болезни животных. Они стимулированы самим человеком, его стремлением превратить этих живых тварей (от слов «творение», «творить») в машины по производству молока, мяса и яиц, что с успехом достигнуто на «передовом» Западе. Поэтому, содержание животных в родовом поместье должно идти в направлении возвращения животных в лоно Природы. Это означает, что наша задача - начать целенаправленно проводить селекцию на поддержание и проявление нужных нам качеств животного с учетом новых обстоятельств, новых условий нашей совместной с ними жизни, что выражается в большей их самостоятельности по отношению к питанию, деторождению, самообслуживанию, выживанию в суровое время года и т. д. и т. п. Этот процесс достаточно долгий, и детально продумать всё до мелочей у нас еще есть время, а пока, на настоящем этапе, не следует забывать, что животные несут с собой еще одну, великую миссию. Но об этом в следующий раз.
отрывок из книги «Питание почвы, растений, человека»