Космос на голове
Мы вращаемся в каком-то жизненном замкнутом кругу, порой не обращая внимание ни на что вокруг, потому что не живём, а выживаем. А выживание предполагает направление наших усилий на несколько необходимых в жизни дел – зарабатывание денег, трата денег и отдых от зарабатывания и траты, т. е. получение «удовольствий от жизни». В ходе этой жизненной гонки нам недосуг оглянуться вокруг себя и обнаружить этот мир во всей его красоте и неповторимости.Кроме того, нам некогда задуматься над многими «посторонними» вещами, теми, которые в данный момент не могут нам «ничего» дать для нашего выживания. Лишь когда сознательно начинаешь себя останавливать, чтобы «сойти с дистанции», то вдруг обнаруживаешь массу интересного вокруг. Вот тогда и начинают появляться «детские» вопросы типа: а почему это так, а не эдак? А кому это выгодно? А кто это ввёл и придумал? А зачем мне следовать этому? А что будет, если я пойду своим путём? Отвечая для себя на эти вопросы, начинаешь значительно обогащать свой кругозор знаниями и глубже понимать происходящее вокруг тебя.
Вот примерно также я обратил внимание на наши головы, особенно мужские. Почему-то почти все ходят стриженые, бритые или вообще лысые. А когда чего-то одного много, значит, это кому-то выгодно. Но врагов искать – не моя задача, а вот попытаться понять, чего меня лишают, почему надо ходить, как все, – с ёжиком на голове – мне стало интересно. И в этой статье я попытаюсь разобраться, что вообще дают нам волосы – длинные ли, короткие ли, с причёской или распущенные.
Если рассмотреть вопрос с позиции таёжной отшельницы Анастасии – «действительность определяем собой» - то лично мне как-то не по душе моя лысая или стриженая голова: череп и уши мёрзнут, чего-то не хватает, шапка норовит все время соскользнуть набок… А аргумент, что короткий волос меньше грязнится и мыло экономится, – вообще какой-то абсурдный, глупая шутка, одним словом, если вдуматься. Грязь и пыль любит одинаково и лысых, и лохматых. А если нет денег на мыло, то можно и щёлоком из печной золы умываться или растениями семейства гвоздичных – мыльнянкой, смолёвкой, дрёмой или корнями папоротника, а можно и просто глиной помыть и отваром сена (луговой или степной травой) прополоскать. Да много чего найти взамен!
Есть и другие аргументы. В городе, мол, жить удобней стриженым – не мешают волосы, не путаются и не развеваются в неположенных местах. Ещё если работа на станке или с другими крутящимися электроприборами – то опасно: «попадут волосы в станок – и голову открутит». Ну, во-первых, что-то я заводов со станками в последнее время не вижу – всё одни рынки вместо них, магазины, павильоны, базары да обилие автотранспорта по их обслуживанию, где, похоже, и трудится всё население. Во-вторых, сделай аккуратную прическу – и нет проблемы с «открученной головой» и прочими «помехами».
Что ещё остаётся? А, да – это красиво, стильно, модно и т. п. Ну, тут действительно добавить нечего… Только кто сказал, что ходить бритоголовым красиво, стильно, модно, а волосатым – не модно, не стильно и некрасиво? Мы почему-то обращаем внимание на красивую косу или аккуратно уложенную прическу, на вьющиеся или закрученные в хвостик длинные волосы чаще, чем на бритую круглую или квадратную «коробку». Хотя справедливости ради замечу, что и женский «бобрик» тоже притягивает внимание, но, скорее, своей эксцентричностью. Причём я заметил, что стриженые – и мужчины и женщины – приобретают какой-то слегка «свирепый» вид. Может быть, это навеяно тем, что многие «секьюрити» и вообще служащие силовых структур обязаны ходить с короткой стрижкой? А может быть, маска отстранённости и деловитости на лице большинства горожан проявляется и становится внешне более «свирепой» именно из-за короткой стрижки?
И последний аргумент против длинных волос заключен в пословице: «волос длинный – ум короткий». Но возникает пара вопросов. 1. Кто исследовал эту «зависимость», и насколько это верно? Ведь если прямо понимать пословицу, то, когда я при длинных волосах, то ум у меня укорачивается, а когда их состригаю, то ум – удлиняется. 2. Правильно ли мы понимаем суть пословицы? Может, здесь речь идёт об умении быстро думать? К тому же, каков возраст этой пословицы по сравнению с древней заповедью: «Не стригите свои власы русые, власы разные да с сединами, ибо Мудрость Божию не постигнете и здоровие потеряете». Интересное получается противоречие – ум я приобретаю, будучи лысым, а мудрость и здоровье – при волосах.
Подойдём к этому вопросу со следующей позиции: в настоящее время всё в этом мире есть отражение того, что было прежде. Кто сейчас постоянно без волос, а кто с длинными волосами? Почти во всех государствах мира бритоголовыми ходят воины (в широком смысле), а с длинными волосами, иногда и с бородами – служители культов, отшельники, калики перехожие, философы, волхвы, мудрецы, художники и так далее. Воинам нужно быть постоянно в хорошей физической форме, сильными и решительными, ум им необязателен (по крайней мере, меньше необходим, чем сила). Мудрецы ищут откровения духа, т. е. постигают мудрость, они – в духовном творческом поиске, им надо быть готовыми нести мудрость людям, и физическая сила у них не на первом месте. Не зря длинные волосы называли на Руси «космы»: оттого что волосы – это антенны, улавливающие мудрость Космоса и передающие её нашему мозгу, нашему подсознанию.
Кстати, волоски, усики, ости надземной части растений тоже являются своего рода космическими антеннами, так же как усики и членики у насекомых, так же как и гривы лошади и льва, щетина у свиней, рога у коров, косуль и оленей, усы у собак и кошек, волосяной покров у грызунов и многое другое. На использовании силы этих антенн основаны в том числе и биодинамические методы регулирования численности животных- и насекомых-вредителей на наших полях и огородах.
Следовательно, если я всё время ношу короткие стрижки, я могу быстро отреагировать на опасную силовую ситуацию, но мудрых откровений от меня не дождётесь. А ежели я «волосат и бородат», то мудрость из меня выходит легко и непринуждённо. Следовательно, для моего гармоничного развития надо просто знать, в каком случае и как мне обходиться с волосами – стричь или отращивать. И мода здесь или «удобство в быту» должны играть второстепенную роль. Что касается лысеющих людей, то им можно посочувствовать, они ведь ущемлены в своем восприятии информации космоса (если не носят бороду). И те, кто ходит в париках – то есть с чужими волосами на голове – также являются слегка «ущербными», во всяком случае, некоторые вопросы духовного порядка ими воспринимаются труднее – искажаются.
Но если ещё углубиться в данную тему, то надо подойти к истокам слов «волосы, волоса, власы, власа». Совершенно очевидно, что это древнерусские, древнеславянские слова. А в том исконном, истотном языке слова рассматривались со всех сторон, разделённые на слоги, и несли самые разнообразные смысловые нагрузки. Поэтому «волос» можно, разбив на слоги, прочитать как во-ло-съ, а в обратном прочтении это может звучать как съ-ло-во. Кроме того, Волосом иногда называли одного из древних славянских Богов – Велеса… Ну, это так, для справки. Вдумчивый и дотошный читатель поймёт, как дальше может развиваться эта мысль. А мы оставим прошлое и вернёмся в наши дни.
Итак, выше я в основном рассматривал мужское население. А что насчёт женщин? Здесь волосы имеют большее магическое направление, чем у мужчин. Мужчина может ходить и лысым, но с окладистой бородой без потери мудрости, как например, некоторые буддийские монахи, а у женщин борода не растёт, поэтому для женщины имеет большое значение, какая у неё прическа на голове. Главными здесь являются два момента: 1) заплетённые в косу или в сложную причёску или покрытые платком волосы; 2) распущенные волосы.
Заплетённые в косу волосы служат для накопления жизненной и мистической силы, необходимой для здоровья и духовного развития. Вот что пишет один из волхвов современной родноверческой славянской общины старейшина Борислав: «Волосы символизируют множество светлых Природных и Божественных Сил, которые помогают человеку в жизни. Они также означают достаток в Древнем Роду, изобилие и счастье в семье. Девушкам с малолетства волосы заплетают в одну трёхлучевую косу, ибо это символизирует объединение жизненных сил Миров Яви, Нави и Прави. Коса располагается вдоль позвоночника, и считается, что все светлые вселенские силы через волосы переходят в позвоночник и наполняют Тело, Душу и Дух девушки особой жизненной силой, подготавливая её к будущей Священной миссии Материнства. Когда девушка выходит замуж, её девичью косу расплетают и взамен ей заплетают две косы, ибо с этого времени она получает через волосы, собранные в косы, жизненные вселенские силы не только для себя, но и для будущего ребёнка». Как видим, здесь коса, да ещё заплетённая, имеет достаточно глубокий смысл. Покрытие волос платком или тканью – это прерогатива замужних женщин, скрывающих незащищенную себя (когда рядом нет мужа) от неблагоприятного влияния среды или постороннего «злого» глаза.
А вот распущенные волосы имеют свои особенности применения. По исследованиям Д. Зеленина, в особо торжественных случаях восточнославянские девушки не заплетают волосы в косу, а распускают их по плечам. Так делают во время венчания, при причастии, по случаю траура по умершему родственнику и так далее. А также с распущенными волосами кладут покойницу в гроб. Есть, однако, специфические ситуации, когда и замужние женщины имеют право распустить волосы. Это ситуации экстремальные, требующие напряжения всех природных сил, отпущенных человеку. Например, когда возникает необходимость в защите от нападений врагов, - это так называемое женское богатырство, особенно когда у женщины рядом нет защитника-мужчины. Также, когда возникает потребность в спасении жизни скотины, людей, мира… Это связано именно с тем, что длинные распущенные волосы являются элементом магии силы и, значит, сильнейшим оберегом.
Вообще в этом вопросе так много всего, особенно в разных народных традициях, что обо всём и не скажешь. Например, о выстригании кружочка волос на темени, что способствует созданию «венца бессмертия». И, наоборот, о лысой голове с небольшим пучком волос на макушке (вспомните Тараса Бульбу) – это чтобы Бог мог при катастрофе «схватить за пучки своих» и выдернуть из общей толпы. О том, что длинные распущенные волосы помогают лучше чувствовать мысли и чувства собеседника. О том, что... - да много ещё о чём.
Главное, вы поняли, я думаю, что бездумно относиться к своим волосам, к своей прическе на голове не стоит. Это может оказаться чревато самыми разными осложнениями, тем более что в последнее время в России идёт активное проявление и освоение сакральных знаний наших предков-прародителей, а значит, и возрождение духа и атмосферы, царившей в прошлую эпоху Золотого века, которая требует внимательного отношения к себе, окружающим и всему, что с нами связано – словам, поступкам, мыслям, одеянию и причёске.
«Живая Земля», №1(21) 2007 г.