Рудольф Штайнер: кто же он такой в конце концов?
В этой рубрике мы намерены представлять вниманию читателей известных в биодинамических и близких к ним кругах людей, необычных своей жизнью и деятельностью, принесших свой вклад в развитие человечества. Причем, это будут не только заметные фигуры мирового биодинамического движения, такие как Р. Штайнер, Э. Пфайффер, М. Тун и другие, но и наши российские ученые, практики и даже садоводы, которые в той или иной степени способствовали развитию биодинамического и органического направлений в сельском хозяйстве. Кто именно - об этом вы вскоре узнаете. Первый человек, о котором мы сегодня будем говорить, - это Рудольф Штайнер.Многие наши земледельцы, особенно те, кто не знаком с классической биодинамической литературой, весьма смутно представляют, кто такой Рудольф Штайнер, которого довольно часто цитируют все авторы, пишущие на эту тему. Ну, основатель биодинамики, ну, жил в начале ХХ века, ну, австриец по происхождению, ну, что-то там духовное развивал, вроде антропософию какую-то... И всё, как правило, на этом познания заканчиваются. О том, что эта весьма колоритная личность сдвинула мировой процесс в области духа, на многие десятилетия определив развитие самых разнообразных отраслей бытия, придав мощный импульс развитию науки и практики, мало кто знает. В этой краткой статье невозможно, конечно же, охватить все стороны жизни и деятельности великого мистика и одного из самых значительных людей ХХ столетия, как его чаще всего называют потомки. И всё же я попытаюсь донести до вас, уважаемый читатель, некоторые штрихи к портрету человека, которому сам обязан совершенно по-другому повернувшемуся образу жизни.
Рудольф Штайнер родился 25 февраля 1861 года в австрийском местечке Кральевец (территория нынешней Хорватии). Детство его проходило в сельской местности, и, хотя он так и не сроднился с деревенским образом жизни, поскольку часто семья переезжала (отца как железнодорожного служащего переводили на другие станции), но позже он всё же упоминал, что «взращён крестьянством», это ему близко, и это воспитало любовь к сельскому хозяйству. Семья была достаточно бедная, однако отец находил немного средств, чтобы дать образование сыну, который проявлял несвойственную для своего возраста страсть к учебе. Одной из характерных черт его была и способность к самообразованию. Он постоянно изучал труды историков, математиков, теологов и других энциклопедистов, которые удавалось найти в местных библиотеках или у учителей. Уже в детстве и юности Штайнер стал получать переживания, в которых можно узнать начала будущей антропософии. Первым был, видимо, потрясающий оккультный опыт, пережитый в семилетнем возрасте. Сидя в зале железнодорожного вокзала, он как бы наяву увидел подробности трагической смерти своей тетки - сестры матери. Он осторожно намекнул об этом родителям, но его не поняли. И только через несколько дней, когда пришло письмо с известием, он заметил слезы матери и задумчивость отца, а о самом событии узнал много лет спустя.
Он стал замечать за собой эти особенности, связанные с различием предметов и существ «видимого» и «невидимого» миров. Школьные годы явились для него своего рода испытанием, переживанием с появлением собственного внутреннего опыта, когда он, изучая материалистическое понимание природы и его законы, видел в то же время противоречия, заложенные в таком понимании.
В юношеском возрасте, будучи студентом Венского политехнического института, а также посещая вольнослушателем лекции на медицинском факультете, в поисках ответов на насущные вопросы бытия, на свои духовные откровения, он стал увлекаться философией. Постепенно он познакомился с трудами Иоганна Гёте - ботаника и поэта. Более близкое знакомство с Гёте как с учёным произошло, когда Штайнера, который еще был тогда 22-летним студентом, пригласили готовить к изданию цикл естественнонаучных трудов Гёте. Он с этим блестяще справился, в то же время гётевский внутренний подход к познанию природы стал очень близок молодому человеку. Основные элементы своего мировоззрения он сформулировал для себя именно на основе метода исследования, созданного Гёте. Для исследования неорганического мира главное - связь между фактами и сведение фактов к лежащим в их основе первичным феноменам. В исследованиях органического мира речь идет о развитии интуитивных методов познания; в психологии и философии - о развитии теоретического и практического самопознания. В период активного становления теософии, привнесенной из Индии на Запад Е. П. Блаватской, молодой человек некоторое время общался с кругом теософов в Вене, постигая мистическую стихию, но быстро отошел, не найдя в ней для себя необходимых ответов.
В тридцатилетнем возрасте Рудольф Штайнер защитил диссертацию на степень доктора философии и приступил к написанию одного из своих важных трудов, подытоживавших его долго вынашиваемые взгляды в области философской антропологии - «Философии свободы». В основе этой работы лежала попытка доказать, что подлинно человеческим в человеке является творческая свобода. Развивая идеи индивидуального подхода каждого человека к познанию мира, он закладывал основы антропософии. «Отдельный человек может стараться создавать мгновения внутреннего покоя и, обращая внимание на свои переживания, позволять им более отчетливо говорить». Эти теоретические мысли он подкреплял развитием формы духовного ученичества (познания мира духа посредством самоуглубления), которые необходимы были ему, чтобы пережить ту истину, которая приходит в мир через отдельных людей, ведь загадка мироздания приоткрывается нам через мысли и труды каждой творческой личности.
На волне жизненных неурядиц начала ХХ столетия Штайнер снова сошелся с теософией. Его пригласили выступить с докладом на заседании в Теософской библиотеке, где у слушателей проснулся интерес к глубокому, полному внутренних переживаний подходу лектора к понятию мистики.
Хотя Штайнер не выражал позиции теософии и опирался не на индийскую традицию Е. Блаватской и Анни Безант, а на европейский оккультизм, христианство и науку, после ряда значительных лекций по мистике его пригласили возглавить немецкое отделение Теософского общества и объединить разрозненные теософские кружки. На некоторое время он переключился на путь духовного развития, близкий к истинной теософии, результатом чего явилось написание книг «Теософия» и «Как достичь познания высших миров», а затем и основополагающего труда «Очерк тайноведения», в которых он развернул содержание теософского учения в гигантскую панораму оккультных истин. С этого времени его неизменным помощником и близким другом, а впоследствии и женой стала русская по происхождению Мария Яковлевна фон Сиверс (после смерти Р. Штайнера она долго возглавляла Управление по изданию духовного наследства в Дорнахе). Однако Штайнеру было свойственно критическое отношение к своим духовно-научным исследованиям, он не хотел, чтобы его понимали как автора абсолютных и беспрекословных истин: «Желая предупредить возможное заблуждение, я должен сразу же сказать, что и духовным исследованиям могут быть присущи ошибки. Духовный взгляд может быть неточным, обманчивым, неверным. Ни один человек, как бы высоко он ни стоял, не гарантирован от ошибок в этой области». В области практической работы, за время с 1902 по 1914 годы, ему удалось создать живую сеть теософского движения, число членов которого увеличилось в Германии до 4000 человек. Он был очень популярен среди рядовых членов общества, потому что, когда приезжал с лекциями в какой-нибудь город, всегда готов был решить самые разнообразные личные вопросы, касавшихся жизни, души, духовных упражнений, мировоззренческих проблем, воспитания детей, искусства и т. д.
Однако постепенно внутренние различия между взглядами теософов-руководителей Анни Безант и Чарльза Ледбитера и тем подходом к путям человеческого самопознания, который он развивал сам и который он называл антропософией, постепенно привели к разрыву с Теософским обществом. В 1913 году в Берлине прошло учредительное собрание Антропософского общества.
В этот непростой для себя период он продолжал глубокую внутреннюю работу, развивая, кроме прочего, и антропософию в узком смысле. По поводу духовного развития человека он тогда писал: «Нет развития как такового, развития вообще, есть развитие одного человека и другого и третьего, четвертого, тысячного. Сколько людей на свете есть - столько процессов развития и должно быть». Однако он продолжал развивать и различные практические области знаний. Осенью 1913 г. был заложен «камень основы» Гётеанума - здания, которое антропософы намеревались сделать местом для проведения драматических представлений, художественных постановок, антропософской работы, научных исследований. Р. Штайнер участвовал в создании плана Гётеанума, рассматривая его форму с позиции органической архитектуры. По сути здесь он предложил новый взгляд на архитектуру как таковую, и сейчас эта отрасль активно развивается во многих странах мира.
В период Первой мировой войны избежать её влияния было невозможно, и Штайнер прилагает усилия к решению самых различных жизненных политических и социальных вопросов. Одной из важнейших его работ в области будущего устройства государств была брошюра «Основные черты социального вопроса». Идеи этой книги были поддержаны значительным количеством уважаемых людей Германии и даже способствовали началу кампании за трехчленное развитие структуры общества в Вюртемберге. В связи с этим он и его сторонники проводили много лекций среди рабочих в различных городах страны, ратуя за переустройство на основе трехчленности. Однако сопротивление старого не дало возможности полностью претворить идеи в жизнь, и они реализовывались на отдельных инициативах. Например, таким образом появились некоторые предпринимательские инициативы, а также возникла первая Свободная вальдорфская школа, идея которой заключалась в преподавании, основанном на понимании истинной психологии и ступеней развития ребенка, ведущая к выпуску из своих стен действительно свободных людей, понимающих то, что им в жизни нужно. Успех первой вальдорфской школы подвигнул многих творческих людей на создание её аналогов в других странах, и Штайнер за несколько лет прочел восемь больших циклов лекций об искусстве воспитания в Швейцарии, Англии и Голландии.
В 1920 году Р. Штайнер взялся за медицину. Этому способствовали инициативы врачей-антропософов Оскара Шмиделя и особенно Иты Вегман, которая основала Клинико-Терапевтический институт в Арлесхайме, Швейцария, где он успешно развивается и по нынешнее время. Идеи фармакологии и лечения людей, предлагаемые Штайнером в то время, успешно разрабатывались и после его смерти; сегодня на них основано всё фармацевтическое производство фирмы «Веледа».
Пик его лекционной и просветительской деятельности пришёлся на 1922 год. Антропософское движение было замечено обществом и вызывало не только большой интерес, но и сильное противодействие, особенно со стороны крепнущих национал-социалистов.
Приходилось преодолевать сопротивление, и часто циклы лекций не обходились без скандалов. Напряженная работа в этот год и особенно пожар Гётеанума в ночь на Рождество 1922/23 гг. значительно подорвали силы Р. Штайнера. Один из участников Венского Западно-Восточного Конгресса (не антропософ), в котором участвовал и Штайнер, оставил нам описание его на тот период: «Я стоял напротив старика, старого нижнеавстрийского крестьянина... который почти до смерти доработался на своей земле и вот стоял передо мной, высохший и изношенный, добрый, очень добрый человек, напрягавший все свои силы и полностью отдавший всего себя».
Тем не менее активность его не спадала. Он взялся за реорганизацию Антропософского общества, и с лета 1923 года полным ходом пошла подготовка к основанию Всемирного антропософского общества, которое он посчитал нужным возглавить сам. Это было необычно для него, так как за весь период существования Антропософского общества он никогда не был его руководителем. Устав он формировал сам. Там было следующее : «считать оправданным существование Гётеанума в Дорнахе, являющегося Высшей школой духовной науки... Общество отвергает любые сектантские устремления... Антропософское общество исключает догматизм в какой бы то ни было области». Кроме того, важным было положение о том, что отныне все публикации становятся открытыми - содержание антропософии должно стать общедоступным. Основание общества позволило Штайнеру его реформировать и направлять основной упор на практическую работу в различных областях жизни. В этот период, в 1923-1924 гг., состоялись значительные циклы лекций - вводный по антропософии, эвритмический курс, педагогический, медицинский, по лечебной педагогике и, конечно, важный для нас и для всех - сельскохозяйственный. Инициатором сельхозкурса стал граф Кайзерлинк, который знал о том, что Штайнер ранее уже занимался сельскохозяйственными вопросами, и в Дорнахе даже ставились опыты по производству биолого-динамических препаратов. В имении Кобервиц собралось более ста земледельцев и около двухсот антропософов и близких к сельскому хозяйству людей. Штайнер объяснял им, что крестьянская работа может преуспевать только тогда, когда она идёт рука об руку со сверхчувственными силами природы и Космоса. Здесь была первоначально сформирована исследовательская группа, целью которой было на практике испробовать указания Штайнера по биолого-динамическому хозяйству. Невзирая на то, что Штайнеру уже не удалось прочесть ещё один дополнительный курс по сельскому хозяйству, импульс, заложенный в Кобервице, в дальнейшем был разработан целым рядом исследователей и нашел множество приверженцев в разных странах мира, доказав свою непреходящую ценность для будущего человечества. Штайнер был очень доволен тем, что состоялся сельскохозяйственный курс: «Вот мы и сделали важное дело!»
Осенью 1924 г. состоялись ещё курсы для актеров, врачей и теологов. Однако активную жизнь ему удавалось вести уже с трудом, силы его таяли, в основном из-за бесконечного потока посетителей, желавших личного приёма и получения советов и консультаций «от самого доктора». Болезнь свалила его в постель, но он еще продолжал работать: принимал участие во многих делах, писал автобиографию, работал в еженедельнике «Гётеанум», лелеял планы внутреннего обустройства нового здания Гётеанума. Однако, несмотря на тщательный медицинский уход, болезнь не уходила, и 30 марта 1925 года он скончался в своей художественной мастерской в Гётеануме.
Подводить итоги деятельности любого человека и особенно такого, как Рудольф Штайнер, - дело неблагодарное. Ещё не изданы все его книги на русском языке, не переведены все лекции (около 6000), не очень известно его имя среди других деятелей мировой эзотерической стези. Однако импульсы, заложенные им при жизни, импульсы, которые он получал путем своей внутренней духовной работы и «переводил» на язык, доступный многим простым людям, работают и по сей день благодаря многочисленным подвижникам, ученикам и просто сторонникам озвученных им идей. В дореволюционное время в России было достаточно много его сторонников-антропософов. Можно вспомнить некоторых из них: поэт Андрей Белый, поэт Вячеслав Иванов, художница Ася Тургенева, актер Михаил Чехов и другие.
В советское время Рудольф Штайнер был под запретом, однако самиздатовские брошюры «ходили» по рукам, секретные отделы КГБ и высшего руководства страны знали и использовали в практике управления некоторые его наработки (вспомним хотя бы отработанную систему строгих возрастных ограничений и разнарядок при приеме в пионеры, комсомол, партию); некоторые новые «гуру» присваивали его идеи и практиковали на своих поклонниках. Во время перестройки «шлюзы» железного занавеса открылись и антропософия стала открыто распространяться в новой России. Появились вальдорфские школы и детские сады, открылись частные кабинеты антропософских врачей, активно стала развиваться фармакология, вблизи городов стали образовываться лечебно-педагогические учреждения и социальные деревни-кэмпхилы, ориентированные на работу с больными детьми и взрослыми, открылись консалтинговые фирмы, школы эвритмии и многое другое. Стали проявляться биолого-динамические инициативы и в области сельского хозяйства - но об этом мы часто пишем и будем писать в нашей газете. Импульс, заложенный Рудольфом Штайнером, живёт и развивается вместе со временем, органично вплетаясь в новые повороты жизни и судьбы отдельной личности и целых народов. Импульс добра, света и знаний коснулся и нас, и мы также подхватили его из рук предыдущего поколения, последователей Штайнера, и с глубоким пониманием понесли дальше через годы и столетия.
«Живая Земля», №4(14) 2005 г.